Дистанционное обучение в ДОУ

Дистанционное обучение в ДОУ. Методические рекомендации

(Рекомендации Минпросвещения России по организации обучения на дому с использованием дистанционных технологий)

   Введение

   Дистанционное обучение на данный момент является одной из самых актуальных тем, обсуждаемых в ряду инноваций в системе образования Условия самоизоляции изменили жизнь детей и взрослых. Все дети дошкольного возраста: и посещающие, и не посещающие дошкольные образовательные организации, оказались в ситуации необходимости освоения ими содержания основных образовательных программ дошкольного образования без возможности непосредственного взаимодействия с педагогом.

   Перед родителями соответственно встает проблема семейного воспитания. В этом случае, встал вопрос о переходе ДОО в режим оказания родителям, имеющим детей раннего и дошкольного возраста, психолого-педагогической, методический и консультативной помощи по вопросам воспитания и освоения детьми содержания дошкольного образования с использованием дистанционных технологий. В связи с этим возникает необходимость выйти на новый формат взаимодействия всех членов педагогического процесса. В сложившихся условиях деятельность педагога переформатируется, изменив основные формы работы с детьми и родителями на дистанционный режим. Данные методические рекомендации помогут педагогам, желающим шагать в ногу со временем, овладеть всеми нужными знаниями и умениями для обучения детей дошкольного возраста с помощью дистанционных образовательных технологий (ДОТ).

   1.Нормативные основы деятельности.

   Вашему вниманию предлагается перечень нормативных правовых актов, необходимых при организации дистанционного обучения:

- Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. ст. 13, 15, 16, 17, 41);

- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 года № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;

- учет письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 августа 2015 года N АК-2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ»);

- учет письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 апреля 2015 года № ВК-1013/06 «О направлении методических рекомендаций по реализации дополнительных профессиональных программ (с Методическими рекомендациями по реализации дополнительных профессиональных программ с использованием дистанционных технологий, электронного обучения и в сетевой форме)». При внедрении и использовании дистанционных образовательных технологий в образовательную деятельность детей дошкольного возраста следует учитывать:

- требования Федерального закона от 27 июля 2006 г. №152-ФЗ «О персональных данных»;

- требования Федерального закона от 27 июля 2006 г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (с изменениями и дополнениями). Согласно пункту 4.20 СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» организация и режим занятий детей дошкольного возраста с использованием компьютерной техники должны соответствовать требованиям СанПиН 2.2.2./2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы».

     Санитарными правилами и нормативами регламентируются гигиенические требования к развивающим игровым занятиям с использованием видеотерминала и клавиатуры при условии использования ПЭВМ с детьми с 5 лет. Вместе с тем санитарно-эпидемиологические требования к просмотру телепередач, а также изображений на индивидуальном мониторе компьютера в процессе дистанционного обучения детей от 3 лет не разработаны.

   2.Основные понятия.

   Дистанционное обучение детей – обучение на расстоянии, без непосредственного контакта с педагогом и другими детьми, посредством информационно-коммуникативных технологий, которое дает возможность самостоятельной работы родителей и их детей по усвоению образовательных программ.

  Дистанционное обучение дошкольника заключается в том, что детям и родителям в доступной форме предлагается учебный материал, и, находясь дома, они вместе изучают и выполняют задания педагогов. Основная цель заданий – освоение и закрепление пройденного материала в процессе выполнения творческого задания.

   Основными принципами применения дистанционных образовательных технологий (ДОТ) являются:

ü принцип доступности, выражающийся в предоставлении всем участникам образовательного процесса возможности получения качественной и своевременной информации непосредственно по месту жительства;

ü принцип персонализации, выражающийся в создании условий (педагогических, организационных и технических) для реализации индивидуальной образовательной траектории обучающегося;

ü принцип интерактивности, выражающийся в возможности постоянных контактов всех участников образовательного процесса с помощью информационно-образовательной среды;

ü принцип гибкости, дающий возможность участникам образовательного процесса работать в необходимом для них темпе и в удобное для себя время.

   Главная цель дистанционного обучения - предоставить ребенку возможности получить образование на дому, оказать педагогическую поддержку и консультативную помощь родителям обучающихся.

   Задачи:

ü удовлетворение потребностей родителей и детей в получении образования - повышение качества и эффективности образования путем внедрения дистанционных технологий;

ü предоставление воспитанникам возможности освоения образовательных программ непосредственно по месту их жительства или временного пребывания;

ü усиление личностной направленности образовательного процесса;

ü обеспечение нацеленности на распространение знаний среди родителей, повышение уровня их компетенции.

   Выделяются 3 направления деятельности ДОО с использованием дистанционных технологий

1.Психолого-педагогическое просвещение родителей (законных представителей) с целью повышение уровня их педагогической компетентности в вопросах воспитания, развития и образования детей.

2.Практические рекомендации по содержательному наполнению и организации процесса освоения воспитанниками ДОО содержания основной образовательной программы дошкольного образования.

3.Оказание необходимой помощи родителям (законным представителям) в области реализации мероприятий коррекционной направленности.

   При организации деятельности ДОО в режиме консультирования запрещается:

ü требовать от родителей отчетов о выполнении с ребенком в полном объеме всех рекомендованных активностей.

ü размещать на странице Сайта и в специальных группах в социальных сетях информацию, содержащую персональные данные участников образовательного процесса.

Особенности дистанционного обучения дошкольников

1.Мотивация. Дистанционное обучение предполагает наличие мотивации у родителей и ребенка к получению знаний и навыков. Роль взрослого – создать условия для обучения, заинтересовать ребенка в получении знаний.

2.Ответственность родителей. Ребенок не имеет необходимых навыков самостоятельности, самоорганизации и усидчивости. Дистанционное обучение предполагает, что большую часть учебного материала в процессе обучения ребенок осваивает совместно с родителями, что не исключает самостоятельного выполнения части заданий.

3. «Плюсы» и «минусы» дистанционного обучения (ДОТ)

Преимущества дистанционного обучения детей дошкольного возраста:

ü возможность установления оптимального режима обучения, с учетом особенностей ребенка;

ü родители сами определяют, в какое время ребенку удобнее заниматься, какой промежуток дня наиболее продуктивен для занятий;

ü возможность контролировать круг общения ребенка;

ü индивидуальный подход к ребенку, учет его особенностей как психических, так и физических;

ü ребенок не «привязан» к определенному месту, он может свободно обучаться в любой точке мира. Основное условие – наличие ПК и доступа к интернету;

ü дистанционное обучение имеет под собой хороший методический фундамент – видео- и аудио-лекции, тесты, задания и т.д.

Недостатки дистанционного обучения детей дошкольного возраста:

ü максимальное участие родителей. В том случае, если родители не имеют возможность посвящать процессу обучения ребенка достаточного времени,  уровень усвоения им знаний будет крайне низкий. Сам ребенок зачастую не имеет необходимых навыков самоорганизации и усидчивости. Не исключены моменты затруднений, где необходима помощь взрослого;

ü нет авторитета воспитателя. Многие дети воспринимают предмет именно так, как его воспринимает и преподносит воспитатель. К тому же воспитатель не только дает знания, но и формирует отношение к окружающим людям и миру;

ü не все имеют возможность получения дистанционного обучения, в силу сложных материальных условий, так как необходимо специальное оборудование (компьютер или ноутбук, интернет);

ü отсутствие общения со сверстниками. Дети не имеют возможности получить необходимые навыки коммуникации в обществе и социализации в обществе;

ü в виду особенностей дистанционного обучения, детям приходится много времени проводить за компьютером.

   4.Технические условия

   В соответствии с техническими возможностями определяется набор электронных ресурсов и приложений.

   Основное условие – наличие ПК, телефона (или других форм связи) и доступа к интернету. Родители могут воспользоваться любым гаджетом с функцией подключения к интернету (телефон, планшет, ноутбук, ПК). Педагогу лучше иметь персональный компьютер или ноутбук с выходом в интернет, но можно пользоваться и телефоном, которого будет достаточно, чтобы создавать и использовать простейшие, доступные для дошкольников, ресурсы и задания; предоставлять родителям текстовые, видео или аудио консультации, организовывать обратную связь. Мессенджеры Viber, WhatsApp, Telegram, используются для непосредственного общения педагогов и родителей, обсуждение вопросов обучения детей индивидуально или в открытом пространстве.

   5.Содержание деятельности.

   При реализации образовательной программы дошкольного образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, в зависимости от технических условий, в образовательных организациях применяются разные модели обучения:

- обучение в режиме онлайн (электронное обучение);

- дистанционное обучение через интерактивные учебные материалы;

- самостоятельная работа родителей с детьми на основе обратной связи через сайт, электронную почту, интернет-мессенджеры, социальные сети.

На информационных ресурсах рекомендуется размещать следующие материалы:

Для родителей

ü Рекомендации о создании в домашних условиях среды, способствующей развитию ребенка, укреплению его здоровья.

ü Советы специалистов по воспитанию и обучению детей в условиях семьи по актуальным темам.

ü Ссылки на полезные ресурсы в сети Интернет.

ü Информация о изучаемом содержании дошкольного образования.

ü Новости и анонсы предстоящих видео-семинаров для родителей, архивные материалы прошедших мероприятий.

Для детей

ü Содержательные подборки различных детско-взрослых активностей по темам недели, по направлениям детского развития (тексты художественных произведений для чтения детям, презентации, электронные игры, головоломки, раскраски, карты и схемы изготовления поделок и построек, рекомендации по организации и проведению подвижных игр, утренней гимнастики и др).

ü Информация о проводимых конкурсах, образовательных акциях и материалы по результатам их проведения. Например, родителям можно предложить прочитать детям русские народные сказки и записать аудиофайл. Затем, на информационной странице можно создать тематическую библиотеку аудиофайлов «Читаем сказки всей семьей».

ü Выставки детских творческих работ. Например, предложить родителям вместе с детьми понаблюдать процесс весеннего пробуждения природы, сделать зарисовки. Затем можно оформить выставку детских рисунков «К нам весна шагает».

ü Информация об изучаемом содержании дошкольного образования на ресурсе может быть структурирована по-разному:

--- ¾ по принципу адресного соответствия возрасту, когда педагоги каждой возрастной группы на своей станице выкладывают информацию, актуальную для изучения детьми данной группы;

--- ¾ по основным направлениям развития ребенка или видам деятельности, когда содержание ООП дошкольного образования модульно делится между всеми педагогами детского сада;

--- ¾ блоками, в соответствии с традиционными для всего детского сада событиями.

 6. Суть дистанционного обучения дошкольника заключается в том, что ребенок получает возможность смотреть видео-занятия, изучать учебный материал, а также находясь дома, получить и выполнить задания. В итоге ребенок может выполнить творческую работу, поучаствовать в конкурсе. Это необходимо для того, чтобы убедиться в том, что материал действительно изучен и усвоен, а в процессе выполнения творческой работы или участия в конкурсе ребенок использует полученные знания.

   Кратность обновления информации может быть разной, в соответствии с выбранной тактикой. Например, 1 раз в неделю выкладывается весь материал в соответствии с изучаемой темой. Или каждый день выкладываются материалы, помогающие включить в деятельность детей к новым видам активности. Рекомендации для родителей могут размещаться на сайте образовательной организации и в социальных сетях, специально организованных группах и сообществах, а также на специально созданных сайтах педагогов. Материалы, размещенные на сайте (в социальных сетях), не должны противоречить законодательству Российской Федерации.

   7. Деятельность педагога в системе дистанционного обучения.

   Педагог несет ответственность за качество обучения, поэтому ему необходимо быть хорошо подготовленным методически и содержательно к образовательному процессу, уметь работать с программным обеспечением, сервисами сети Интернет, а также он должен владеть дистанционными методиками преподавания и знанием особенностей построения образовательного процесса в виртуальной среде.

   Условия проведения дистанционного обучения могут отличаться по режиму взаимодействия педагога и обучающегося. Существуют два вида режима: Offline - местонахождение и время не является существенным, так как все взаимодействие организовывается в отложенном режиме; Online – обучающийся с родителем (законным представителем) и педагог находится у автоматизированного рабочего места. Дистанционное занятие в режиме offline выкладывается в методическую копилку Виртуального детского сада (электронный ресурс) и заказчик (родитель (законный представитель) обучающегося) может воспользоваться им в любое удобное для себя время самостоятельно. Дистанционное занятие в режиме online проводится по заранее составленному расписанию, согласованному с родителями.

Литература:

1. Никуличева Н. В. Внедрение дистанционного обучения в учебный процесс образовательной организации: практ. пособие / Н. В. Никуличева. – М. : Федеральный институт развития образования, 2016. – 72 с.

2. Федина Н. В. Социологический анализ готовности участников образовательной деятельности к реализации дистанционных образовательных технологий в дошкольном образовании / Н. В. Федина, И. В. Бурмыкина, Л. М. Звезда, О. С Пикалова, Д. М. Скуднев, И. В. Воронин //Гуманитарные исследования в Центральной России. - М. : ФГБОУ ВО "Липецкий государственный педагогический университет имени П. П. Семенова-ТянШанского", 2017. - №3(4). - С. 94-111.

3. Н. Федина, Практика реализации дистанционных образовательных технологий в дошкольном образовании РФ / Н. Федина, И. Бурмыкина, Л. Звезда, О. Пикалова, Д. Скуднев, И. Воронин //Дошкольное воспитание/ - М. : Издательский дом "Воспитание дошкольника", 2017. - №10. - С. 3-14.

4.Рекомендации Минпросвещения России по организации обучения на дому с использованием дистанционных технологий: https://edu.gov.ru/ . Интернет-ресурс 

Топ 50 лучших сайтов с материалами для детей раннего и дошкольного возраста:

Обо всем на свете.
Дети онлайн — сказки и аудиосказки, раскраски и уроки рисования, песенки, стихи и идеи для поделок.
Детский мир.нет — игры, картинки для раскрашивания, загадки, библиотека, и песенки, детские гороскопы и детские знакомства.
Онлайн-телеканал “Карусель” — детские передачи, мультики студии
“Союзмультфильм”, онлайн-игры для малышей.
Мультики и другое — мультфильмы, детские игры, аудио сказки и другие материалы для детей.
“Теремок” — развивающие игры, раскраски, досуг.
Детские радости — сайт веселых онлайн-развлечений для детей. Игры, мультфильмы, раскраски, сканворды и другое.
Сказочный лес — азбука и счет в картинках, сказки и стихи для малышей, загадки и раскраски, самоделки и развлечения. Лесные истории с ёжиком, зайкой и прочими четвероногими персонажами.
Тырнет — песни, сказки, мультфильмы, библиотека диафильмов онлайн.
Е-папа — игры, раскраски, стихи, песенки, поделки.
Познайка — развивающие игры, раскраски, аппликации и многое другое для того, чтобы обучаться, играючи.
Кошки-мышки — разнообразные потешки, игровые задания, раскраски, советы по обучению чтению, детско-взрослый словарик.
Тренируем логику. Загадки — самые разные загадки: сложные, прикольные, смешные, логические, с подвохом и английские.
Детский мир.ком – различные материалы, структурированные по направлениям и возрастам.
Игры, головоломки, фокусы — сайт для родителей.
Играемся — пазлы, раскраски, развивающих игры: познавательные, на логику и мышление, на внимание и память, математические.
Детские игры онлайн — развивающие игры сгруппированы в несколько разделов: “Играем и учимся”, “Собираем картинку”, “Раскраски и рисунки”, “Развиваем внимание и память”, “Игры для малышей”.
Голопуз — развивающие онлайн-игры для самых маленьких: паззлы, поиск отличий и тому подобное.
Умный ребенок — для совсем крох – потешки, пальчиковые игры, ладушки и тому подобное, для детишек постарше – стихи, загадки, скороговорки, считалки, раскраски.
Чудесенка: игры онлайн — развивающие игры. В главных ролях – розовые пони, смурфы и прочие.
Интернет-гномик — развивающие игры для обучения навыкам счета, сравнения, знакомства детей с геометрическими понятиями, освоения алфавита.
Твой ребенок: презентации — “презентации” об окружающем мире: о животных и насекомых, фруктах и овощах, цифрах, странах и других интересностях.
Ёжка — загадки, логические задачки, фокусы, поделки.
Развивающие игры для детей 3-4-5 лет — онлайн-игры, оффлайн-игры и интересное-полезное детское видео.
Айкьюша — развивающие занятия и тренировки для детей от двух до одиннадцати лет. Для каждого года – свой раздел.
Плейляндия — развивающие игры для детей от 3 до 6 лет. Построено по темам (цвета, буквы, на память, на внимание, на логику…) и по возрастам.
Готовимся к школе
Сундучок дошкольника — картинки, карточки, пособия и дидактические игры, которые можно изготовить самостоятельно.
Альманах “Раннее развитие” – сайт для родителей. Авторские материалы расскажут о том, как и чем заниматься с детьми разных возрастов: от 0 до 1, от 1 до 3, от 3 до 5, от 5 до 7
Интерактивный тест “Пора в школу” — под заданиями – подробные инструкции для родителей и пояснения: какие умения определяем и почему они важны.
Скоро в школу — большой выбор учебных материалов для подготовки малышей к школе. Образовательные игры, тренажеры, учебные пособия и многое другое предоставлено для чтения и бесплатного скачивания.
Прописи букв русского алфавита онлайн — для развития навыков письма и рисования – прописи для детей 3-4 лет, 5-6 лет и для первоклассников.
Прописи с картинками для скачивания — на каждой картинке есть рисунок, который нужно закончить и раскрасить плюс контуры для тренировки соответствующих букв.
Прописи для детей – онлайн-генератор — Вы пишете текст, а генератор преобразует его в красивые каллиграфические образцы.
Почемучка — задания, предназначенные для занятий с детьми 6-7 лет в качестве дополнительной подготовки к школе. Тут несколько подразделов: “Я готовлюсь к школе”, “Развиваем мышление”, “Прописи”, “Лабиринты”.
Журнал “Почитай-ка” — сказки, истории и стихи с картинками – для чтения в родительском исполнении.
Лукошко — сказки, стихи, песенки. А еще словарик, игры и еще пол-лукошка полезностей.
“Мурзилка” – электронная версия бумажного журнала.
Раскрашиваем картинки. Раскраска онлайн — мультики, природа, архитектура и прочее.
Раскраски онлайн для мальчиков и девочек — ковбои, ангелы, Барби, всякие домашние сюжеты. Некоторые рисунки довольно детализированные.
Картинки журнала “Солнышко” — зверушки и сказочные персонажи – более 500 рисунков. И к ним еще дополнительные идеи их использования.
Раскраски на сайте “Ребзики” — картинки для детей разного возраста на разные темы. Любую раскраску можно распечатать и раскрасить обычными карандашами. Раскраски на сайте “Малютка” Бэтмены, Маша с Медведями, и еще множество популярных персонажей.
Раскраска раскраски — большая коллекция онлайн-раскрасок.
Деточки: картинки для раскрашивания — от архаичной “Репки” до смурфиков и Хелло Китти.
Умные детки: раскраски — про животных, для изучения геометрических фигур, персонажи из мультфильмов, любимые герои сказок, простые раскраски для самых маленьких.
Мир сказок: раскраски – раскраски по мотивам мультфильмов и сказок: “Винни-Пух”, “Кот в сапогах”, “Ну, погоди!” и другие милые сердцу сюжеты.
Раскрасим-ка — разделы: для девочек; для мальчиков; для малышей; животные; птицы; сказки; мультфильмы; машины и техника; цветы и растения.
Жирафенок: раскраски — огромное количество разного материала не только для дошколят. Так что в закладки можно положить надолго.
Капитоша: раскраски — есть заготовки для печати на принтере, а есть онлайновые раскраски, оживляемые мышкой.
Разукрашки.ком — очень много картинок, которые для каждого юного художника можно выискивать по тэгам вверху: обучающие; животные; по номерам; прописи; Смешарики; принцессы; самолеты…
Брашечка — программа для рисования онлайн, развивающая креативность и творческие способности.
 

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie